ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Кабинет проектной и исследовательской деятельности как основа реализации ФГОС ООО

Авторы: Квашнин Александр Юрьевич, Кандидат физико-математических наук, Нараевская Анна Сергеевна
ГОУ ВПО Московский государственный областной университет
В статье описываются основные аспекты организации проектной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО. Подробно отражены основные положения концепции кабинета проектной и исследовательской деятельности, а также продемонстрирована модель сетевого взаимодействия образовательных организаций на основе предложенной концепции.

Эффективное внедрение ФГОС ООО должно обеспечиваться комплексным методологическим и технологическим сопровождением, например, таким как создание качественного образовательного контента, обеспечение иного уровня сетевого взаимодействия образовательных организаций, повышения мотивации и стимулирования педагогов-новаторов, осуществление трансляции и передачи педагогического опыта, постоянного профессионального роста и т.д.

В Московской области был разработан комплексный план внедрения ФГОС ООО, включающий:

-                    определение передовых общеобразовательных организаций – ресурсных центров, готовых стать базами накопления передового педагогического опыта, проводить открытые мероприятия и мастер-классы и т.д.;

-                    оснащение ресурсных центров инновационным учебным, учебно-лабораторным оборудованием;

-                    повышение квалификации педагогов по работе с инновационным оборудованием;

-                    создание условий для организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, внедряющих ФГОС ООО;

-                    проведение открытых мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов).

Идеологической основой проекта стало создание концепции кабинета проектной и исследовательской деятельности.

Интегрированный кабинет проектной и учебно-исследовательской деятельности – комплекс компьютерного, учебного, учебно-лабораторного оборудования, образовательного контента, программного и методического обеспечения, решает комплексные задачи: от внедрения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, формирования коммуникативной культуры обучающихся и развития их умения работать с различными типами информации до учебно-методического и информационного оснащения образовательного процесса.

Кабинет проектной деятельности как комплексный ресурс является важным инструментом в развитии у обучающихся:

-                    ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

-                    индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся;

-                    опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной деятельности;

-                    умений проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

-                    умений проектирования и конструирования, программирования;

-                    умений создания материальных и информационных объектов.

Учебно-лабораторное оборудование входит в основной комплект КПД, который в свою очередь позволит:

-                    определить преемственность технического и методического оснащения начального и основного общего образования;

-                    проводить межпредметные исследования;

-                    интегрировать виды деятельности (учебной, учебно-исследовательской, проектной, внеурочной) в одном кабинете;

-                    применять оборудование для учебной и внеурочной деятельности по различным предметам;

-                    активно применять образовательные информационные технологии и моделирование;

-                    использовать во всех образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;

-                    проводить учебные занятия, консультации по созданию учебных проектов;

-                    создавать продукты проектной деятельности;

-                    организовать поддержку групповой, сетевой и индивидуальной форм работы обучающихся.

Следующим этапом после оснащения учебно-лабораторным оборудованием стало определение 180 общеобразовательных организаций, готовых стать ресурсными центрами по внедрению ФГОС ООО, обладающих кадровыми, научно-методическими, материально-техническими и организационно-управленческими условиями и формирование пакета нормативных документов, регламентирующих их деятельность.

Деятельность ресурсного центра заключается:

-                    в организации организационно-методического, научно-методического, материально-технического и организационно-управленческого сопровождения в условиях реализации ФГОС в основной школе;

-                    в координировании взаимодействия общеобразовательных организаций Московской области по вопросам введения ФГОС ООО на муниципальном уровне;

-                    в развитии сети общеобразовательных организаций по данному направлению деятельности;

-                    в оказании материально-технической поддержки с использованием базы (учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования).

-                    в обеспечении взаимодействия общеобразовательных организаций с научными, методическими и иными организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики.

-                    в формировании базы для проведения курсов повышения квалификации руководителей и педагогических работников Московской области.

Еще одним немаловажным фактором стала организация сетевого взаимодействия образовательных организаций на новом уровне (Рисунок 1). Все ресурсные центры получили комплекты оборудования и программного обеспечения для организации различных мероприятий в дистанционном режиме: вебинаров, видеоконференций, открытых уроков и т.д.

 

Список использованных источников
  1. Солодухина Н.Н. Совершенствование процесса обучения географии на основе проектной деятельности / Н.Н. Солодухина // География в школе. - 2012. - №3. - С. 45-48.
  2. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
  3. 1. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы, Правительство Москвы, Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 г. №234-20.
  4. 4. Интернет-ресурс – http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  кабинет проектной деятельности, проектная деятельность, сетевое взаимодействие, исследовательская деятельность, ФГОС ООО

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.