ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Создание электронной библиотеки школы на основе электронного журнала ЭлЖур (из опыта работы)

Авторы: Цветкова Анна Львовна 1, Кандидат технических наук, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Грант Москвы в сфере образования», Москаленко Светлана Васильевна 2, Кандидат пед. наук
1 ГБОУ Городской методический центр ДОгМ, 2 ГБОУ СОШ №1288 с углубленным изучением англ. языка ДОгМ
Электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой составляющей информационного обеспечения образовательного процесса. Каждое образовательная организация может создать электронную библиотеку школы. Для этого необходимо, прежде всего, определить ресурсы, комплектующие фонд, и выбрать платформу, на которой технологически будет размещаться электронная библиотека.

Организация современного образовательного процесса невозможна без его информационного обеспечения и электронные образовательные ресурсы становятся неотъемлемой составляющей такого обеспечения. В настоящее время можно говорить о необходимости организации нового вида школьной библиотеки – электронной библиотеки школы (ЭБШ). Появление электронных библиотек в школе обусловлено и нормативными документами, такими как:

·        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 18 п. 1 «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…».

·        Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО: в требования к условиям реализации образовательного процесса обозначено, что информационно-методические условия реализации образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой; образовательные организации должны иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,  оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой. 

Прежде чем приступать к созданию электронной библиотеки школы, необходимо решить две основные задачи: выделить основные модули, входящие в состав ЭБШ (проведя предварительно систематизацию ЭОР) и определить платформу, для ее создания. Систематизацию электронных образовательных ресурсов можно проводить по различным критериям: по ступеням обучения; по организационным направлениям образовательного процесса (ОП); по субъектному признаку: ЭОР, предназначенные для различных субъектов ОП; по предметным областям (профилям); по уровню учебной задачи: учебные пособия, методические/дидактические материалы, энциклопедии / словари / справочники; по технологии создания ЭОР; по признаку авторства: ЭОР, размещенные в открытом доступе в Интернет, и ЭОР, созданные непосредственно в ходе ОП участниками этого процесса.

Современный образовательный процесс означает изменение характера взаимодействия учителя и ученика, направленного на индивидуализацию пути освоения материала, исследовательскую работу школьников. В школе сложилась успешная практика проведения  межпредметных уроков («география-информатика», «география-английский язык-информатика», «русский язык-английский язык-информатика» и др.), что предполагает как работу с уже имеющимися электронными образовательными ресурсами Интернета, так и создание собственных.

Именно поэтому, при создании ЭБШ в нашей школе (на первом этапе) были выбраны два модуля:  коллекция образовательных ресурсов Интернет (коллекция ссылок), систематизированная по предметным областям, и ЭОР, созданные в ходе ОП как учащимися: информационные продукты, полученные в ходе проектной деятельности (школьного  проектного Марафона и ежегодного школьного Фестиваля проектных и исследовательских работ «Путь к успеху»), так и учителями: учебные программы, методические / дидактические разработки.

 Работа с электронными образовательными ресурсами библиотеки обеспечивает эффективность управления  учебным процессом и создаёт условия для перехода на эффективный  учебный план,  одна  из задач которого- полноценно использовать учебное время каждого ребенка,  предоставить возможность самообразования. Вместе с тем ЭБШ предполагает использование интеллектуальных и социокультурных   ресурсов столицы, а также формирование механизмов сетевого взаимодействия учреждений культуры, науки, спорта, средних и высших учебных заведений, что позволяет поддержать информационную образовательную среду.

В нашей школе для ведения отчетности используется электронный журнал (информационная система ЭлЖур), поэтому технологически для размещения ЭБШ была выбрана платформа ЭлЖур. Размещение ЭОР в ЭлЖур позволяет не только создать коллекции вышеупомянутых ресурсов с настройкой доступа к ним, но и использовать данные ресурсы при задании домашнего задания учащимся.

Размещение информационных продуктов, созданных учащимися в электронной библиотеке школы, на наш взгляд, активизирует познавательную деятельность; даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Список использованных источников
  1. 1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016гг «Развитие образования города Москвы».
  2. 2. Постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».
  3. 3. Цветкова А.Л, Электронная библиотека на основе информационной среды образовательного учреждения / А.Л. Цветкова // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – №5. – С. 67–75.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Информационная среда школы, электронные образовательные ресурсы, электронный журнал

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.