ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс Ливенский филиал
Современные реалии требуют внедрения и использования в учебном процессе принципиально новых технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей студентов. На протяжении веков традиционными формами контроля знаний были задания, которые предполагали либо устный отчет, либо письменную работу. Информационные технологии предлагают новую форму оценки знаний - компьютерное тестирование.

В современной системе образования наряду с традиционными формами контроля знаний активно применяются тесты. Основное преимущество тестов – отход от субъективных критериев оценки (ориентированных на мнение преподавателя) к объективным эмпирическим критериям.

Само по себе слово «тест» английского происхождения, которое обозначает краткое стандартизированное испытание, в результате которого требуется оценить тот или иной процесс.  Управлять и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов образования возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью в распознавании  результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

Традиционная форма теста – это задание, имеющее вопрос и несколько вариантов ответа. Преимущество такого теста в скорости выполнения и проверки. Такой тест можно предоставить в традиционном (бумажном) варианте. Однако, такая форма тестирования применима только для контроля уровня освоения элементарных знаний.  Для того чтобы двигаться дальше требуется применять новые формы. В эпоху компьютеризации и  автоматизации на помощь приходят информационные технологии.

 Компьютерное тестирование предоставляет ряд преимуществ: в использовании различных видов тестов, разнообразные формы подачи информации (текст, графика, звук), полностью автоматизирует процесс проверки тестовых работ и систематизации результатов. Кроме того, компьютерный тест повышает мотивацию обучения, поскольку современный студент уже изначально имеет склонность к сетевому, экранному общению и электронной форме подачи информации. Правильно оформленный тест повышает интерес к изучаемой дисциплине, помогает осуществлять оперативную диагностику уровня освоения материала, экономит учебное время, в том числе позволяет использовать дистанционную форму контроля знаний.

Основные формы тестовых заданий, реализуемые при компьютерном тестировании:

¾     одиночный выбор (выбор одного ответа из предложенного списка);

¾     множественный выбор (выбор нескольких вариантов ответа из предложенного списка);

¾     открытая форма ответа (требуется сформулировать и вписать ответ самостоятельно);

¾     установление соответствия (элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества);

¾     установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов и т.д.).

На протяжении последних шести лет в нашем учебном заведении внедряется система компьютерного тестирования на базе программного продукта SunRavTestOfficePro.  В данной системе можно формировать тесты различных форм и различных уровней сложности, оценивая каждый правильный ответ определенным количеством баллов. Сами вопросы можно разбить на разделы (темы) и рассматривать отдельно уровни усвоения, что помогает выявлять пробелы в знаниях. В своей работе я стремлюсь использовать тестовый контроль знаний в разные периоды обучения. Традиционно в начале семестра проводится входной контроль, который дает представления об уровне  подготовке студентов. В рамках изучения конкретной темы можно использовать обучающие тесты с подсказками и ссылками на изучаемый материал, а после изучения темы (раздела, учебного модуля) проводится рубежный контроль.   Тестирование также может быть формой итогового контроля знаний в случае зачетной системы. Компьютерное тестирование также применятся как форма допуска к итоговому экзамену по дисциплине.

При всех своих очевидных преимуществах тест требует серьезной подготовительной работы. Преподаватель,  разработчик теста, должен придерживаться следующих принципов:

¾     тест должен строго соответствовать целям тестирования;

¾     требуется четко представлять значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

¾     тестовые задания должны быть корректными с точки зрения их содержания;

¾     тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

¾     содержание теста должно быть системным,  сбалансированным, но, вместе с тем, вариативным.

Процесс преодоления трудностей при составлении теста оправдывает себя, поскольку способствует всестороннему анализу и систематизации материала, помогает выявить как недостаточность, так и избыточность информации, облегчает планирование, целеполагание и подготовку к занятиям в целом. Разработка методики тестирования включает в себя также определение и расчет показателей оценки. В большинстве случаев, как показывает опыт, компьютерное тестирование положительно воспринимается студентом, поскольку оценка в данном случае выставляется компьютерной программой, а не преподавателем.  Кроме того, результаты теста наглядно позволяют выявить допущенные ошибки, поскольку процесс тестирования завершается формированием наглядного отчета.

В заключении хотелось бы отметить, что тестирование не должно быть единственной формой контроля знаний. Основной недостаток данной системы, на мой взгляд, это отсутствие индивидуального подхода. Тест не может вывить ход рассуждений обучаемого,  не позволяет скорректировать мыслительный его процесс, не предполагает развития коммуникативных способностей студента.  Другим отрицательным аспектом тестирования является элемент случайности, возможность угадывания правильных ответов, или их запоминания в случае повторного тестирования (при относительно небольшой базе предлагаемых вопросов). Потому тестирование должно быть вспомогательной, но не основной формой контроля знаний.

Список использованных источников
  1. Никитина, Л.Г. Тестирование как форма проверки знаний учащихся [Электронный ресурс]  URL: http://elektest.ru/p7aa1.html
  2. Сафонова, Т.Н. Развитие системы тестирования как формы контроля качества обучения в условиях перехода к кредитно-модульной системе / Т.Н.Сафонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики». – Балашиха, Изд-во «Де-По», 2012. - С.84 – 89
  3. Сафонова, Т.Н. Формирование фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностно-ориентированной ООП ВПО / Т.Н.Сафонова // Труды 10-й Юбилейной международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» Сборник 10 - Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т путей сообщения, Изд-во «D&V», 2013. – С. 421 – 425.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.