ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Концептуальные подходы к проектированию информационно-образовательной среды образовательного учреждения

Автор: Шевцова Людмила Алексеевна, Кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
На примере реализации сетевого экспериментального проекта «Нижегородская электронная школа» представлены концептуальные подходы к созданию эффективных механизмов информационного обмена и сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса, гибкой организации образовательного процесса, эффективной деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс инициирует:

- совершенствование механизмов управления системой образования;

- создание систем обучения, ориентированных на удовлетворение потребности общества и личности в высококачественных образовательных услугах;

- создание условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Ключевым фактором решения поставленных задач является развитие информационно-образовательной среды ОУ, которая в новых ФГОС рассматривается как важный фактор, обеспечивающий необходимое качество и доступность образования, предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Для решения этих задач необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят участникам образовательного процесса получить эффективный доступ к источникам достоверной информации, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

В этом контексте проект «Нижегородская электронная школа (НЭШ)» является ресурсной базой и средством научно-методического сопровождения формирования ИОС школы, адекватной задачам информационного общества.

Проект «НЭШ» раскрывается через три взаимосвязанные составляющие:

1) С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

2) С точки зрения системной интеграции ИКТ в педагогическую систему школы информационно-образовательная среда образовательного учреждения - специально организованный комплекс компонентов, который включает:

-  банк информационных образовательных ресурсов,

- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы,

- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

3) С точки зрения кадрового обеспечения эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ.

Такое понимание позволяет выделить три группы проблем, решение которых может обеспечить реализация сетевого проекта «НЭШ».

Первая группа проблем связана с организацией инновационной деятельности в рамках открытой педагогической системы в условиях ИКТ-насыщенной среды:

- невключенность значительной  части  образовательных организаций (ОО) в информационное пространство российского общества;

- недостаточный уровень культуры сетевого взаимодействия как по горизонтали, так и по вертикали в сегодняшней образовательной и управленческой практике;

- отсутствие технологий проектирования и создания различного рода ресурсов, необходимых для построения траекторий формирования и развития творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Вторая группа проблем связана с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Решаемая  проблема  представляет  собой  комплекс проблем, среди которых:

- недостаток опыта практической деятельности, методики целесообразного отбора и использования ЭОР в образовательном процессе;

- эпизодический характер использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов;

- отсутствие системного подхода к вопросу проектирования и развития школьной инфраструктуры.

Третья группа проблем заключается в том, что развитие информационно-телекоммуникационных технологий приводит на определенном этапе к формированию ИКТ-насыщенной образовательной среды, которая не только создает новые механизмы профессионального развития и личностного роста педагогов, но и предъявляет повышенные требования к ИКТ-компетентности педагога. В условиях повсеместного подключения образовательных организаций к сети Интернет, создания ресурсной базы и крупных хранилищ ЭОР, появления в школе разнообразных средств компьютерной техники, цифрового оборудования возникает задача обеспечения опережающего развития и непрерывного методического сопровождения в целях профессионального и личностного роста педагога.

«Нижегородская электронная школа» — это новая формирующаяся открытая среда в современном информационном обществе, ядром которой является организация сетевого взаимодействия ОО в рамках экспериментальной и инновационной деятельности по проблеме осознанного и целенаправленного проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды.

Сетевое взаимодействие участников сетевого проекта «НЭШ» осуществляется с помощью ресурса в сети Интернет – корпоративного портала «Нижегородская электронная школа» (https://sites.google.com/site/epistemotekann/), который имеет модульную структуру. Модуль – это целостная единица работы на портале. Участниками портала могут быть команды учащихся под руководством учителя. За работу каждого направления отвечает конкретный модератор или группа модераторов. Модули сконструированы по следующим направлениям деятельности: модуль «Метапроекты»; модуль «Сетевые группы»; модуль «Учебный класс».

Данный подход ведет за собой создание эффективных механизмов информационного обмена и сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса и внеурочной деятельности, применения новых форм представления знаний,  педагогических технологий и средств обучения,  изменение деятельности педагога по проектированию и ведению занятий (сценирование занятий), а так же учебной деятельности школьников (образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер», интерактивные технологии, использование дистанционных форм обучения, сетевые проекты и др.). 

Теоретическим результатом проекта будет являться описание модели и механизмов эффективной деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды. Технологическим результатом станет комплекс методических, дидактических материалов, видеотеки уроков, программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, программы элективных курсов, дополнительного образования школьников на основе использования ИКТ.

Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  информационно-образовательная среда, ИКТ-насыщенная среда, инновационная деятельность, сетевое взаимодействие

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.