ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Автор: Стрельцова Галина Альбертовна, Кандидат технических наук
Финансово-технологическая Академия
В статье представлены рекомендации по применению метода проектов в обучении бакалавров первых лет обучения по направлению подготовки 220400 «Управление в технических системах», связанных с их профессиональными компетенциями по проектно-конструкторской деятельности.
Компьютеры бесполезны. Единственное, что они нам выдают, - это ответы (постулат Пикассо)

Переход высшей школы на обучение по стандартам третьего поколения диктуется прежде всего ходом научно-технического прогресса XXI века. Так называемое постиндустриальное общество становится информационным обществом, в котором информация является основным продуктом потребления. Информационные потоки пронизывают все земное и околоземное пространство, информация передается с помощью различных физических сред, обрабатывается множеством разнообразных аппаратных и программных устройств, которые объединяются в автоматизированные информационно-управляющие системы. При этом довольно часто оказывается, что теоретические и практические основы науки информатики, а также разработки информационных систем и технологий были заложены и успешно развивались еще в первой половине прошлого века, однако были известны сравнительно небольшому кругу лиц, которые с незапамятных времен назывались учеными. Конец прошлого века и начала этого характеризуется стремительным ростом применения информационных технологий, которые по нынешней моде перехода на специализированный английский язык повсеместно называют просто IT. IT-рынок предлагает разнообразные устройства, средства, системы и ресурсы, сроки функционирования которых значительно сокращаются не столько из-за их физического износа, сколько морального. Прежде всего тенденция быстрой замены IT — продуктов потребления касается рядового IT-потребителя, которого, как правило, сейчас называют юзером (т. е. User). «Юзер» достаточно молод, поэтому легко ориентируется в потоках предлагаемых ему средств и услуг, но и ему непросто справиться в информационном обществе потребления. Молодому поколению, вырастающему в так называемых IT-условиях, требуется привить знания, умения и навыки, позволяющие использовать IT-средства без ущерба себе и окружающим, а также всему обществу в целом. Казалось бы, что молодые люди должны стремиться перейти из рядов «юзеров» в ряд высокооплачиваемых IT-специалистов, но к сожалению, как показывает рынок вакансий, например, в России, довольно немногие выбирают это направление в своей профессиональной деятельности, и этому способствует целый ряд причин. Одной из основных таких причин является сложность обучения. Например, в нашем вузе по стандарту на первом курсе всех специальностей изучалась информатика, которую студенты считали наиболее трудным предметом. И это не только касалось теоретических вопросов, обычно немалые трудности вызывали практические занятия, которые проводились традиционно по схеме — компьютерная грамотность, где изучались базовые пакеты MS Office. С переходом на систему бакалавриата информатика заменяется на курсы информационных технологий в профессиональной деятельности, но легкости в освоении их бакалаврами пока не ощущается. Возможно, это обуславливается двумя причинами, первая из которых состоит в слабой подготовке к информатике в школе. В прошлом веке при изучении информатики большое внимание отводилось играм на компьютерах, теперь же делаются справедливые попытки детей от этих игр оградить по крайней мере до достижения школьного возраста. Но изучение информатики в общеобразовательной школе оставляет желать лучшего, поэтому и Единый Государственный Экзамен, называемый ЕГЭ, по информатике подростка - «юзера» просто пугает. Вторая причина трудности в освоении курса по IT: довольно слабое владение ими самих преподавателей, в особенности, старшего поколения. Конечно в настоящий момент по любой дисциплине студентам предлагают подготовить рефераты с использованием текстовых и графических редакторов, создать презентации, однако в этих работах, как правило, отсутствует большинство элементов форматирования, презентации не используют предложенные средства графических компьютерных сред, и также демонстрируют слабые знания в экранной культуре. Даже грамотный поиск информации в сети вызывает немалые трудности у студентов, поэтому формированием таких элементарных навыков приходится заниматься и в высшей школе. Одним из основных вариантов форматирования с помощью IT является метод проектов.

Метод проектов по определению профессора Е. С. Полат является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (или технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Он представляет собой совокупность приёмов, действий в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи по решению проблемы, лично значимой и оформленной в виде некоего конечного продукта. Соответственно при организации самостоятельной работы студентов любого профиля преподавателю в процессе разработки и защиты предоставленных проектов как конечного продукта необходимо требовать оформления по установленным правилам, которым их обучали на практических занятиях по информатике.

В стандартах третьего поколения для бакалавров инженерного профиля указаны требования, напрямую или косвенно связанные с методом проектов. Так, например, для бакалавров по направлению подготовки 220400 «Управление в технических системах» перечислены профессиональные задачи в соответствии с их проектно-конструкторской деятельностью:

- участие в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления;

- сбор и анализ исходных данных для расчёта и проектирования устройств и систем автоматизации и управления;

- расчет и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием;

- разработка проектной и рабочей документации, оформление отчетов по законченным проектно-конструкторским работам;

- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Стандарт предлагает соответствующий набор профессиональных компетенций, непосредственно связанный с проектно-конструкторской деятельностью:

- готовность участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления (ПК-8);

- способность осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления (ПК-9);

- способность производить расчёты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики, измерительной и вычислительной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием (ПК-10);

- способность разрабатывать информационное обеспечение систем с использованием стандартных СУБД (ПК-11);

- способность разрабатывать проектную документацию в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями (ПК-12).

Четыре года обучения явно не способствуют полному усвоению вышеперечисленных компетенций, поэтому метод проектов должен помочь формированию соответствующих навыков при его применении в практической и самостоятельной работе бакалавра буквально с первых шагов обучения. В нашей Академии бакалавры третьего и четвертого курсов обучаются уже на базовых кафедрах по профессиональным направлениям, связанных с управлением и IT в космических системах и ракетной телеметрии. Чтобы подготовить бакалавров к успешному обучению на базовых кафедрах, методология проектирования применяется нами на первых — вторых курсах при изучении дисциплин профессионального цикла базовой части, таких, как например, информационные технологии, программирование и основы алгоритмизации, электротехника и электроника, вычислительные машины, системы и сети. Практические задания по дисциплинам вариативной части, например, по цифровой технике и автоматизированным информационно-управляющим системам, представляют собой небольшие схемотехнические проекты по разработке соответствующих устройств или систем. Бакалаврам необходимо подобрать и обосновать выбор прототипа устройства, выбрать или рассчитать необходимые параметры и режимы его работы, построить имитационную модель в специализированной компьютерной среде, затем создать физический макет и провести его тестирование. Для этого рекомендуется использовать в проектах пакеты Multisim для компьютерных моделей, Lab View для создания виртуальных приборов и мнемосхем, для отладки и исследований физических макетов в Академии имеются наборы учебных лабораторных измерительных станций NI – ELVIS. Для защиты проекта бакалавры подготавливают отчеты по результатам в стандартной форме. Таким образом, такое схемотехническое проектирование позволяет бакалавру первых лет обучения сформировать устойчивые знания, умения и навыки в их проектно-конструкторской деятельности.

Список использованных источников
  1. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  2. ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 220400.62 «Управление в технических системах».
  3. Евдокимов Ю.К., Линдваль В.Р., Щербаков Г.И. /LabVIEW для радиоинженера: от виртуальной модели до реального прибора . -М.: ДМК Пресс, 2007, 410 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  Информационные технологии, бакалавр, компетенции, метод проектов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.