ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор: Левченко Светлана Петровна, Победитель ПНПО - 2010, Лауреат областного конкурса "Учитель года 2011", Победитель конкурса Грант Москвы в сфере образования в 2012 году, Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок 2014", финалист районного конкурса "Учитель года Ленинского района МО 2010"
государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2063 г.Москва
Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, является одним из приоритетов общего образования. Одним из способов её формирования является проектная деятельность. Проекты по математике способствуют формированию исследовательских навыков, развитию познавательного интереса, расширяют кругозор и способствуют личностному развитию учащихся, повышению качества математического образования.
Автор:Левченко Светлана Петровна (e-mail levchych@mail.ru Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2063 г.Москва Аннотация Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, является одним из приоритетов общего образования. Одним из способов её формирования является проектная деятельность. Проекты по математике способствуют формированию исследовательских навыков, развитию познавательного интереса, расширяют кругозор и способствуют личностному развитию учащихся, повышению качества математического образования.

В настоящее время главной задачей образовательных учреждений России является создание таких условий обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Этому должна способствовать новая система подготовки, обусловленная новыми законодательными нормами и ФГОС нового поколения, в которых акценты  содержания образования перенесены на результаты обучения.

Компетентностный подход – это подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаниями и умениями в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Цель общеобразовательной школы – сформировать набор качеств личности, которые позволят осуществлять продуктивную деятельность в проблемных ситуациях.

Информационная компетенция является одним из типов компетенций, предложенных А.В.Хуторским. Информационные компетенции предполагают такие умения, которые ученики используют на уроках математики в своей проектной деятельности, например:

1.     овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-дисками, Интернет;

2.     умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

3.     овладение навыками использования информационных устройств;

4.     умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Показателем  информационной  компетентности  становится создание новых  информационных  продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).

При формировании информационной компетенции важно формировать не только информационную грамотность, но прежде всего информационную культуру. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей деятельности, в том числе в виде проектов по математике.

Опираясь на собственный опыт преподавания математики, и, изучив литературу по проблеме модернизации образования на основе компетентностного подхода, можно прийти к  выводу,  что наиболее эффективно информационная компетентность у учащихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.

Метод проектов - это такая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

В ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умения работать в группе, в команде или самостоятельно, делать выбор, принимать решение; навыки публичного выступления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников, поэтому постановка задачи проекта - самый сложный этап работы. Также необходима обосновать актуальность темы, продумать методы решения поставленных задач. В рамках только предмета математики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.

Формы работы над проектом выбираются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.

В 6 - 7ых классах создаются минипроекты, в старших классах выполняются долгосрочные проекты. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике, с приложениями математики в науке и практике.

Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:

1.     подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные  учебные пособия;

2.     математическое моделирование;

3.     разработка мультимедийных  презентаций по различным темам.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что применение метода проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности учащихся.

Список использованных источников
  1. 1. А. Паламарчук Л.Н. Проектный метод как одно из педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности учащихся. //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции: В 6ч. Часть 3/ Ин-т доп. Проф.образ.пед.раб.; Отв.ред. Д.Ф.Ильясов. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006.-288с., с.254-256.
  2. 2. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Информационная компетенция, проектная деятельность, проекты по математике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.