ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Авторы: Бакулевская Светлана Сергеевна 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Свечникова Ольга Николаевна 2
1 ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", 2 ГАОУ ВПО Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
В работе представлен электронный образовательный ресурс для комплексной подготовки школьников к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ.

С 2014 года основной государственный экзамен (ОГЭ) – обязательная форма государственной итоговой аттестации для девятиклассников.

Многие образовательные ресурсы для подготовки к ОГЭ по информатике и ИКТ содержат лишь перечисление экзаменационных заданий, т.е. демоверсии государственной итоговой аттестации. Такие задания оправданно решать с учащимися на последнем этапе подготовки, уже непосредственно в 9 классе перед самим экзаменом. Если же говорить о комплексной подготовке учащихся к экзамену, т.е. о системной работе с учениками, начиная с седьмого класса, то одних только типовых вариантов заданий явно недостаточно. Однако актуальных образовательных ресурсов, посвященных комплексной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ, очень мало.

Таким образом, актуальным является создание электронного образовательного ресурса для комплексной подготовки школьников к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ, что и стало целью нашей выпускной квалификационной работы.

Были рассмотрены следующие формы подачи учебного материала для подготовки:

·         печатные материалы;

·         видео-материалы;

·         локальные электронные образовательные ресурсы;

·         Интернет-ресурсы.

Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.

Печатные материалы хороши тем, что могут быть использованы когда и где угодно, они легко просматриваются и реферируются. Но их недостатком является потеря актуальности и необходимость переиздания.

Достоинством видео-уроков является максимальная наглядность предоставления материала. Но создание хорошего урока требует довольно много сил и времени.

Локальные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это электронные учебники и различные обучающие программы. Достоинствами здесь являются наглядность, интерактивность и долговременная актуальность. Но, несмотря на все достоинства, имеются и недостатки, а именно: чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги; повышенная утомляемость органов зрения.

Интернет-ресурсы имеют те же недостатки, что и локальные ЭОР. Но главным достоинством здесь является долговременная актуальность. Внесение изменений при необходимости не требует значительных сложностей.

Для нашего электронного образовательного ресурса мы выбрали форму Интернет-ресурса,  но контент решили представить в виде файлов. Идея размещения материалов в виде текстовых файлов принадлежит Константину Полякову, который таким образом размещает материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Мы пошли дальше и материалы для подготовки разместили на сайте в виде файлов в формате PDF. Выбранный формат файла позволяет просматривать контент в браузере и скачивать его на любой носитель: компьютер, планшет, смартфон, электронную книгу. А сохранив материал, его можно, при необходимости, распечатать и работать с ним в любое время.

Разработанный нами электронный образовательный ресурс имеет структуру, представленную в таблице 1.

Таблица 1.

Структура образовательного ресурса для комплексной подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ

ГИА-2014

Кодификатор, спецификации, демонстрационный вариант

Представление и передача информации

Задания А1, А2, В13, В15

Обработка информации

Задания А6, В7, В8, В9, В10, В11, В14, В16

Основные устройства ИКТ

Задания А4, В17

Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов

Задания С20.1, С20.2

Проектирование и моделирование

Задание А3

Математические инструменты, электронные таблицы

Задания А5, С19

Организация информационной среды

Задания В12, В18

Ответы ко всем задачам

Проверка знаний

Все задания экзаменационной работы, представленные на сайте, поделены на тематические блоки в соответствии с темами, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к результатам подготовки обучающихся.

Для каждого из типа заданий разработаны следующие материалы для подготовки: теоретический материал, необходимый для решения заданий по теме; пример задания с подробным решением; задания для самостоятельного выполнения. Задания для самостоятельного выполнения подобраны из открытого банка заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Задания, рассмотренные в качестве примеров, также взяты из открытого банка заданий ФИПИ и из демонстрационных вариантов 2013 и 2014 года.

В разделе «ГИА-2014» находится ссылка на скачивание кодификатора, спецификаций и демонстрационного варианта с сайта ФИПИ.

В разделе «Ответы ко всем задачам» представлен файл, в котором собраны ответы на все задания для самостоятельного выполнения. Это сделано специально, чтобы у учащихся не было соблазна сразу посмотреть ответ, не решая задачу.

В разделе «Проверка знаний» представлены ссылки на онлайн-тесты, при выполнении которых можно проверить свою готовность к экзамену.

С данным электронным образовательным ресурсом можно ознакомиться на сайте кафедры информатики ГАОУ ВПО «МГОСГИ» (http://www.informatika.mgosgi.ru) в разделе ГИА/ОГЭ.

Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  электронный образовательный ресурс, государственная итоговая аттестация, основная школа, информатика и ИКТ, комплексная подготовка

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.