ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Вопросы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ по дистанционной образовательной технологии

Автор: Рынков Анатолий Ефимович, Кандидат педагогических наук, Доцент, Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ
Современная гуманитарная академия
В докладе рассматриваются результаты исследований научной школы НАЧОУ ВПО СГА по инновационному направлению деятельности «Актуальные социально-экономические и педагогические проблемы управления образовательными системами». Особое место уделяется созданию сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия Академии с вузами и школами.

Вопросы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ

по дистанционной образовательной технологии

 

Рынков Анатолий Ефимович (aerynkov@mail.ru)

НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия (СГА), г. Москва

 

Аннотация

В докладе рассматриваются результаты исследований научной школы НАЧОУ ВПО СГА по инновационному направлению деятельности «Актуальные социально-экономические  и педагогические проблемы управления образовательными системами». Особое место уделяется созданию сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия Академии с вузами и школами.

Практика СГА показывает, что использование современных технологий делает процесс обучения действительно индивидуальным и эффективным.

По российскому законодательству «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2].

Под управлениеморганизацией, осуществляющей образовательную деятельность,мы понимаем системную деятельность, направленную на выработку решений, на организацию объекта управления, его контроль в соответствии с заданной целью, а также на  анализ процессов на основе достоверной информации. Сюда входят управление учебным контентом, доставка учебных материалов обучающимся, тестирование их, дифференцированная работа с группами учащихся, контроль над процессом обучения, автоматизация работы преподавателя, виртуальное общение между учащимися и преподавателями, другое.

Субъектом управления в данном случае выступает СГА, а объектами управления являются общеобразовательные школы. Подсистемами такого управления являются учебный процесс, профориентационная работа, семейное образование, самообразование, другое.

Анализируя имеющиеся результаты реализации основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), особенно по сетевой форме, можно делать вывод об ускорении социализации школьников, процессов усвоения ими социального опыта, а также последующего его активного воспроизводства. ДОТ оказались стимулятором новой формы общения обучающихся и их совместной деятельности. Посредством ДОТ учащиеся из объекта педагогического процесса становятся активными субъектами саморазвития, в том числе и самовоспитания, активными субъектами социализации. Анкетирование учащихся, их родителей и учителей (по месту жительства) показало развитие у них устойчивости к стрессу, уверенности в себе, позитивного отношения к миру, самостоятельности и автономности.

В научной школе СГА по инновационному направлению деятельности «Актуальные социально-экономические и педагогические проблемы управления образовательными системами» особое место уделяется инновациям в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в частности созданию сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия Академии с вузами и школами. Взаимодействие вуза со школами, особенно малокомплектными, актуально по следующим основаниям: «Национальной задачей должно стать не сокращение, а наращивание количества малокомплектных школ, чтобы во всех российских населенных пунктах были школы, обеспечивающие современный качественный уровень образования, обладающие возможностями электронной библиотеки, включенной в международную сеть, являющиеся также центром дополнительной подготовки, включая повышение квалификации и переподготовки взрослых» [1].

Целесообразность сетевого объединения школ с Академией обосновывается, в частности, мониторингом Минобрнауки, который показал, что качество образования в российских педвузах низкое[1]. Во-первых, поступают туда выпускники школ не с самыми высокими баллами, а, во-вторых, в школу попадают оттуда далеко не самые лучшие студенты. Минобрнауки предложило ряд инноваций для повышения профессионального уровня школьных учителей.

При сетевом объединении нескольких школ с Академией, возникает своеобразная специализированная школа – такая, где направление работы сфокусировано на одной области, например, экономическая. При этом в Академии собирается команда менеджеров и преподавателей, профессионалов, которые любят свой предмет и знают его с практической стороны.

Одним из системообразующих факторов управления СГА школами посредством сетевой формы реализации образовательных программ по дистанционной образовательной технологии является студенческо-ученическая коллегиальная среда и ее использование в образовательном процессе. Это особая среда образовательного общения. Такая коллегиальная среда способствует созданию главного увлечения для всех обучающихся. А в атмосфере, где собраны увлеченные учащиеся и увлеченные учителя, где у всех общий предмет увлечения, качество обучения гораздо выше, чем в школе, фрагментированной на маленькие кусочки профильных классов, и где учителя не представляют собой единого коллектива.

Такая сетевая школа не объединена формально под одной крышей. Кроме того, система показателей качества обучения и успешности учителей в такой школе построена так, что учащимся, чтобы набрать нужное количество кредитных баллов, выгоднее выбирать сложные элективные курсы, а учителям предлагать им такие курсы.

Студенческо-ученическая коллегиальная среда придает такой  школе индивидуальность. Например, в сети Академия-школа появляется  система студентов-ассистентов. При этом не просто учащимся школы уделяется больше внимания и быстрее решаются их вопросы, но и такая система способствует воспроизводству хороших учителей. Те старшеклассники, студенты, выпускники, которые приходили ассистентами, довольно быстро вырастают преподавателей средней и высшей школы. Они уже владеют методикой, у них уже есть материалы, есть опыт общения с детьми и коллегами и так далее.

Для внедрения дистанционных образовательных технологий оказался востребован новый тип преподавателя, создающего школьный учебный контент. В отличии от традиционного массового обучения школьников, ориентированного на некоторый средний уровень посильности для обучающегося, можно, как показывают исследования научной школы СГА, проектировать учебный курс, руководствуясь принципом обучения на высоком уровне сложности и предполагая самостоятельное решение поставленных перед обучающимся учебных заданий. В таком случае актуальна четкая инструкция по обучению. Для тех же учащихся, которым на определенном этапе обучения становится необходима помощь и консультации, учитель должен стать и управленцем, активизирующим посредством ДОТ учебно - познавательную деятельностью обучающегося.

Управление сетевым объединением школ с Академией основывается на программных приложениях дистанционной технологии СГА:

– на информационной системе «Ровеб-дидактика» (роботизированная веб-дидактика), программные комплексы которой осуществляют учебный процесс, поддерживая учебные занятия различного вида и аттестации различного уровня;

– на информационной системе «Луч», программные комплексы которой ведут академическое администрирование, начиная с приема на обучение и далее продвигая обучающихся по учебному плану, учет достигнутых результатов и вплоть до оформления документов об образовании.

 


[1] «Российская газета», 15.01.2014

Список использованных источников
  1. Карпенко М.П. Телеобучение. М.: СГА, 2008.
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 03.02.2014 № 11-ФЗ, ст.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.