ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе коррекционной школы - интернат

ГКОУ СО "Филатовская коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ"
В статье рассматриваются возможности применения ИКТ в воспитательной работе на базе коррекционной школы - интернат. Особенности применения ИКТ технологий, на примере мультимедийных презентаций, на внеклассных занятиях.
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими  детьми.

 Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)- это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в моей работе открывает возможности: 

ü  представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

ü  создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

ü  активизировать познавательную деятельность воспитанников;

ü   оптимально использовать время на занятии;

ü  видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Использование  мультимедийных презентаций в моей педагогической деятельности способствует:

·          повышению эффективности усвоения материала детьми;

·          повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

·          активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;

·          формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;

·          созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

·          подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Презентации powerpoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:

ü  В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

ü  Как сопровождение  моего объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);

ü  Как информационно-обучающее пособие;

ü  Для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

 Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ  в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Каждый год мои воспитанники принимают участие в ряде районных , областных и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ.  

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Список использованных источников
  1. 1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
  2. 2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
  3. 3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
  4. 4. Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
  5. 5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  информационно-коммуникационные технологии, возможности ИКТ в воспитательном процессе, мультимедийная презентация, воспитатель, воспитанник с ОВЗ.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.