ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Автор: Савельева Оксана Анатольевна, Кандидат педагогических наук, Доцент
ГБОУ ВПО МО Академия социального управления
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Методика формирования информационной грамотности в начальной школе» (72 час.) для учителей начальных классов.

ИКТ-компетентность учителей начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) рассматривается на основе разработанной модели ИКТ-компетентности педагога [5].

Инвариантной составляющей ИКТ-компетентности учителя начальных классов является информационная грамотность в условиях реализации ФГОС НОО: навыки работы с различными формами представления цифровой информации, коммуникационные навыки в цифровой информационно-образовательной среде [4].

Учебно-тематический план курса по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Методика формирования информационной грамотности в начальной школе» содержит следующие основные разделы: Организационно-педагогические условия формирования информационной грамотности в информационно-образовательной среде начальной школы. Методика формирования информационной грамотности у учащихся начальной школы.

Спецификой курса является его практико-ориентированная направленность с опорой на ФГОС НОО, а также обеспечение условий для подготовки ИКТ-активного педагога, умеющего организовать свою профессиональную деятельность в цифровой информационно-образовательной среде [3].

В рамках освоения материала первого раздела слушатели курса выполняют индивидуальные практические и самостоятельные работы, связанные с анализом организационно-педагогических условий и ресурсов для реализации ФГОС НОО:

  • информационно-образовательной среды школы: компонентный состав и организационная схема;
  • цифровых образовательных ресурсов для начальной школы;
  • сетевых образовательных сервисов и педагогических сообществ для учителей начальной школы;
  • собственного педагогического опыта использования цифровых образовательных ресурсов для организации урочной и внеурочной деятельности.

Разработана классификационная таблица цифровых образовательных ресурсов Интернет по различным критериям, например, по названию предметной области, типу деятельности ребенка на уроке, характеру интерактивности.

В ИКТ-компетентность учителя начальных классов включаются умения организовывать продукивное взаимодействие в сетевых педагогических сообществах, построенных на технологиях web2.0.

В результате освоения первого раздела слушатели проводят самоанализ: а) сформированности информационной грамотности, в т.ч. умений: встраивать ИКТ-технологии и цифровые образовательные ресурсы в учебный процесс начальной школы, работать с сетевыми образовательными сервисами; б) готовности использовать ИКТ-средства и ресурсы информационно-образовательной среды начального образования в своей профессиональной деятельности.

Содержание второго раздела направлено на освоение методики формирования информационной грамотности у учащихся начальной школы, в том числе:

  • проектирование планируемых результатов формирования информационной грамотности по обязательным предметным областям ФГОС начального общего образования;
  • знакомство с методиками и технологиями использования цифровых образовательных ресурсов и сервисов в различных предметных областях (анализ УМК, сайтов издательств, методических и авторских мастерских) [1, 6];
  • моделирование приемов формирования межпредметной и метапредметной составляющей информационной грамотности у учащихся в начальной школе.

Слушатели курса моделируют примеры межпредметных и метапредметных связей, подбирая соответствующие цифровые образовательные ресурсы, представленных в открытом доступе (www.school-collection.ru, http://nachalka.info, http://eor-np.ruи др.), а также интегрированные творческие среды программирования (ПервоЛого, Скретч, Роботландия, др.).

В рамках курса особое внимание уделяется вопросам использования [2]:

а) дистанционных образовательных технологий, которые занимают значимое место среди современных ИКТ-технологий и активно используются в практике образования.

б) оборудования из специализированного программно-технического комплекса ученика с ограниченными возможностями здоровья, поставляемого для дистанционного образования.

Рассматриваются конкретные примеры по использованию:

а) различных форм коммуникации с детьми-инвалидами с использованием дистанционных технологий, например, синхронные (элементы он-лайн уроков по скайпу и др.) и асинхронные (электронная почта, блоги, форумы и др.);

б) графического планшета, входящего в состав поставляемого детям специализированного программно-технического комплекса ученика с ограниченными возможностями здоровья (http://vacad.ru/news/seminars/news_detail.php?ID=3087),  для использования на уроках в начальной школе, например, уроки ИЗО, окружающий мир и др.;

Использование дистанционных образовательных технологий открывает большие возможности для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Обсуждаются возможности использования цифрового оборудования (микроскоп, датчики для проведения естественно-научных экспериментов, конструкторы и др.) для организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы [7].

Список использованных источников
  1. 1. Авторская мастерская Н.В.Матвеевой [Электронный ресурс]. – URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/ (дата обращения 27.05.2014)
  2. 2. Зенкина С.В., Савельева О.А, Жимаева Е.М. Развивающая информационно-образовательная среда дистанционного обучения как фактор социализации детей-инвалидов // Информатика и образование. 2012. № 2.
  3. 3. Информационная активность педагогов: метод. пособие / М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  4. 4. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. – М.: МЦБС, 2-13. – 384 с.
  5. 5. Савельева О.А. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды. Автореферат дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 2004.
  6. 6. Учебно-методические комплекты издательства БИНОМ [Электронный ресурс]. – URL: http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/ (дата обращения 27.05.2014)
  7. 7. Кузьмина Л.В., Савельева О.А., Использование дистанционных образовательных технологий на уроках химии и биологии / Сборник научных трудов «Развитие общеобразовательного курса информатики в контексте современной информационной цивилизации». – Карачаевск: КЧГУ, 2013. – 228 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  ИКТ-компетентность информационно-образовательная среда ФГОС НОО

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.