ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Структурно-функциональная модель повышения квалификации педагогов в условиях введения ФГОС «Дистанционный лекторий»

Авторы: Невская Ольга Васильевна 1, Паромова Светлана Яковлевна 1, Фролова Татьяна Анатольевна 2, Тохтуева Светлана Юрьевна 3, Фёдорова Юлия Владимировна 4, кандидат педагогических наук
1 ГАУО ВПО "Московский институт открытого образования", 2 старший преподаватель ГАОУ ВПО МИОО, 3 начальник учебного управления ГАОУ ВПО МИОО, 4 проректор ГАОУ ВПО МИОО
В статье рассматриваются вопросы создания модели дистанционного лектория как основы обучения учителей школ, осуществляющих переход к ФГОС общего образования. Дистанционный лекторий создан на базе информационной среды Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования».
ФГОС смещает акцент с содержания образования, к обновлению ценностей и средств обучения, то есть ставит перед учителем вопрос «Ради чего и как учить?». Основным результатом обучения в новой парадигме является развитие личности ребёнка на основе «включения» в учебную деятельность. Инструменты ИКТ являются теми самыми средствами, с помощью которых осуществляется учебная деятельность. Стандарт предполагает активное вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание “смыслов” и использование полученных знаний.

Необходимым условием перехода образовательных учреждений на ФГОС является модернизация образования, ключевыми показателями которой определяются: информатизация; переход к обучению в общеобразовательных учреждениях по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Б.С. Гершунский, С.А. Христочевский, А.Ю. Уваров, В.А. Извозчиков и др. [1] в своих трудах подчёркивают, что именно информатизация образования, а не других сфер общественной деятельности, носит опережающий характер для формирования общекультурных, психологических, социальных и профессиональных предпосылок развития информационного общества.

В документах ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» в редакции 2.0. 2011 г. отмечено, что современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения.

Современные образовательные результаты могут быть полноценно сформированы только в информационной образовательной среде (ИОС), которая является как средством, так и условием для достижения цели.

Таким образом, можно констатировать наличие следующих противоречий между:

– современными требованиями к ИКТ-компетентности учителей и отсутствием инструмента их определения;

– необходимостью уточнения понятия «ИКТ-компетентность учителя», определения четких критериев и показателей к измерению его уровня для совершенствования процессов формирования и развития этой компетентности в СПК и отсутствием методологической базы, позволяющей объективизировать и обобщить многообразие подходов к его диагностике;

– необходимостью обновления научно-методических походов к подготовке учителей, реализующих дидактические принципы обучения взрослых в области ИКТ, и недостаточной разработанностью теории и практики формирования и развития ИКТ-компетентности учителей;

– возможностью применения специальных методик повышения квалификации учителей, обеспечивающих профессиональное развитие их ИКТ-компетентности, и отсутствием подобных научно-методических разработок в системе повышения квалификации учительских кадров

Переход на новый ФГОС требует существенных изменений в системе повышения квалификации с учетом пересмотра содержания учебных модулей и увеличения числа обучающих мероприятий новый ФГОС требует существенных изменений в системе повышения квалификации с учетом пересмотра содержания учебных модулей и увеличения числа обучающих мероприятий по отдельным разделам информатизации образования с учетом сущности ИКТ-компетентности учителя.

 

Для учителей, реализующих ФГОС и активно применяющих в своей работе данные образовательные технологии, также представляет особый интерес Приказ Министерства образования и науки о «Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [2], согласно которому на территории РФ вводятся новые правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Дистанционный лекторий- это индивидуализированная форма повышения квалификации педагогов, в основе которого находится процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, происходящий при опосредствованном взаимодействии удаленных один от другого участников обучения в специализированной среде, созданной на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Целью дистанционного лектория является обеспечение доступности и непрерывности дополнительного профессионального образования, основанное на возможности повышения квалификации максимально приближенно к обучающемуся (к месту жительства или работы). Основа дистанционного лектория - дистанционные курсы, т.е. информационные продукты, являющиеся достаточными для обучения по отдельным образовательным программам.

 

Участники дистанционного лектория:слушатели, обучающиеся;

преподаватели (тьюторы);

авторы (разработчики) дистанционных курсов;

административно-управленческий персонал (организаторы, менеджеры курсов, методисты);

инженерно-технический персонал.

 Выстраивая содержание обучения, преподаватели учитывают уровень профессиональной компетенции каждого учителя-слушателя курсов и реальные условия образовательного учреждения, где он работает.Приоритет - создание комфортных условий для профессиональной деятельности и подготовке педагогов к работе в новых условиях, обеспечению доступности и эффективности повышения квалификации для каждого учителя. Доступность обеспечивается выбором формы и темы обучения, возможностью участия в работе сетевых сообществ, в форумах.

 

Для каждого модуля, как основной части учебной программы ДПО, важно учебные элементы (семантические единицы) определять с учетом логики его построения и возможности слушателей усваивать материал последовательно, логично, осмысленно и глубоко.

 Дистанционный лекторий

Список использованных источников
  1. Асмолов А.Г., Семёнов А.Л., Уваров А.Ю., Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.»
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  Дополнительное профессиональное образование, электронное обучение, дистанционное обучение, ФГОС

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.