ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Федеральные образовательные стандарты как нормативная база реализации компетентностного подхода к проектированию целей образовательных программ дополнительного профессионального образования

1 ГАУО ВПО "Московский институт открытого образования", 2 Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (ГАОУ ВПО МИОО), город Москва
В статье дается анализ федеральных образовательных стандартов как нормативной базы проектирования целей образовательных программ дополнительного профессионального образования, рассматривается опыт применения федеральных образовательных стандартов при разработке образовательных программ Кафедры информационных технологий и образовательной среды ГАУО ВПО МИОО

На современном этапе для государственных учреждений системы дополнительного профессионального образования (ДПО) первоочередной интерес представляют различные федеральные образовательные стандарты, через которые осуществляется нормирующая функция государства в образовательной сфере. Приступая к проектированию целей образовательных программ на предстоящий 2014-2015 учебный год, Кафедра информационных технологий и образовательной среды (ИТиОС) ГАУО ВПО МИОО обратилась, в первую очередь, к тем официальным документам, в которых на уровне государства осуществляется моделирование содержания педагогических компетенций. В качестве таких документов МИОО были выделены Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), приложение к Приказу Минобрнауки РФ № 46 от 17.01.11 [1] и Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», приложение к приказу Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г. [2]. Как показывает опыт работы кафедры ИТиОС, указанные документы могут быть использованы в качестве приблизительных ориентиров для осуществления первого и главного шага разработки образовательных программ ― проектирования цели программы. Необходимо отметить, что оба документа ориентированы на реализацию комптетентностного подхода к образованию, хотя выражают его по-разному. Во ФГОС высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетентностный подход выражен в виде перечня компетенций с классификационным делением на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, что позволяет систематизировать и унифицировать требования к целям образовательных программ. Предлагаемое в стандарте деление компетенций соответствует принятому в литературе делению компетенций на базовые (ключевые), общепрофессиональные и специальные. Отметим, что часть компетенций трактуется в стандарте как готовность, часть как способность и незначительная часть ― как некоторые качества или как владение некоторым умением, что отражает разнообразие в трактовках компетенций. Кроме групп компетенций, в стандарте заданы перечни знаний и умений с указанием соответствующих им компетенций, которые могут быть использованы в качестве ориентиров при разработке планируемых результатов обучения. На наш взгляд, чрезмерная широта формулировок компетенций, ощутимая при попытках их применения к программам повышения квалификации, вынуждает разработчиков программ тратить дополнительные усилия на содержательную конкретизацию компетенций как целей образовательных программ ДПО, без чего невозможно на качественном уровне проектирование всех остальных элементов структуры образовательных программ ДПО [3] Вторым нормативным источником, использованным нами при проектировании целей образовательной программы, является Федеральный стандарт педагога. Как показывает анализ текста стандарта педагога, в основу предлагаемых стандартом компетенций заложена модель деятельности (профессиональная карта) педагога в виде иерархии трудовых функций, включающей три уровня: обобщенные трудовые функции, трудовые функции и действия. Компетенции вводятся как перечни умений и знаний, обеспечивающие выполнение соответствующих действий. На наш взгляд при чтении текста стандарта педагога не вполне понятно, чем проектирование образовательного процесса отличается от проектирования образовательной программы, ведь проектировать программу и значит проектировать образовательный процесс в форме программы и наоборот, т.е. речь идет об одной и той же, а именно проектировочной функции педагога. На основании анализа текста стандарта можно сделать вывод о том, что подход, заложенный в Федеральном стандарте педагога, может служить основой для дальнейшей содержательной конкретизации целей образовательных программ ДПО, поскольку вводит явным образом (в виде образовательных действий) те задачи, которые, с позиции государства, должны уметь решать педагоги различных образовательных учреждений, чтобы быть компетентными. Имея перечень таких профессиональных задач, любую компетенцию можно определить как готовность или способность решать соответствующую задачу профессиональной деятельности. Перечень планируемых результатов обучения (второй элемент в структуре образовательной программы) оказывается в этом случае естественным следствием первого. Рассмотрим реализацию компетентностного подхода к проектированию целей образовательной программы с помощью федеральных стандартов на примере проектирования целей образовательных программ кафедры ИТиОС МИОО. Нами было выделено, что все программы кафедры объединяет их общая направленность на формирование общепользовательской ИКТ-компетентности. общепедагогической ИКТ-компетентности и предметно-педагогической ИКТ-компетентности, в совокупности составляющих ИКТ-компетентность современного учителя. Каждая из перечисленных видов ИКТ-компетенций может быть сформулирована как готовность или способность использовать соответствующее средство ИКТ для решения профессиональных задач. Отсюда следует, что ориентиром для выделения той или иной ИКТ-компетенции являются дидактические свойства и дидактические функции компьютерных средств обучения. Выделенные таким образом компетенции становятся основанием для разработки образовательных программ (модулей программ) и предметом дальнейшей конкретизации с учетом тех задач профессиональной деятельности учителя, где использование соответствующих средств обучения будет наиболее эффективным. Отметим, что активное участие преподавательского состава кафедры ИТиОС в частности и всего МИОО в целом в разработке образовательных программ открывает большие перспективы для профессионального роста самих преподавателей, развития их собственной компетентности. Одной из форм организации такой работы может быть внутренняя взаимная экспертиза образовательных программ, позволяющая повысить уровень рефлексии собственных знаний, организовать сотрудничество различных кафедр. Опыт МИОО в проведении такой экспертизы подтверждает этот вывод. В качестве вопросов, требующих дальнейшего исследования, можно выделить анализ возможностей сетевой модели взаимодействия учреждений ДПО и учреждений общего образования в области проектирования и экспертизы образовательных программ, а также уточнение структуры ИКТ- компетенций современного учителя, особенно актуальное в контексте постоянного развития ИКТ, появление новых видов компьютерных и программных средств обучения.

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), приложение к Приказу Минобрнауки РФ № 46 от 17.01.11, сайт Минобрнауки РФ, URL http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения 27.05.2014)
  2. 2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель)», приложение к приказу Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г., сайт компании «КонсультантПлюс, URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения 27.05.2014)
  3. 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», приложение к Приказу Минобрнауки РФ № 499 от 1.07.2013 г, Информационно-правовой портал Гарант, URL http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  Федеральные стандарты компетентностный подход комптенции

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.