ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Модель ИКТ-компетентности учителей математики как основа проектирования целей образовательных программ дополнительного профессионального математического образования

ГАУО ВПО "Московский институт открытого образования"
В статье рассматривается опыт разработки модели ИКТ-компетентности учителей математики на базе Федерального стандарта педагога на примере разработки цели программы повышения квалификации учителей математики в области использования интерактивных геометрических систем.

Чтобы деятельность учителей математики и информатики в условиях информатизации образования была профессионально успешной, у них должны быть сформирована ИКТ-компетентность. Требование формирования ИКТ-компетентности в сфере дополнительного профессионального образования законодательно закреплено в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденным Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 1.07.2013 г.[1]. Согласно документу, цель образовательной программы должны быть сформулирована как формирование или совершенствование компетенций, что требует от разработчиков программ ДПО уметь проектировать возможные модели ИКТ-компетентности, требуемые для реализации различных аспектов профессиональной деятельности [3]. Под моделью ИКТ-компетентности понимается описание тех компетенций, совокупность которых составляет содержание ИКТ-компетентности учителя, требуемая для реализации данного аспекта (направления) его профессиональной деятельности. Основной вопрос моделирования ─ какие именно компетенции должны быть включены в проектируемую модель. Согласно общей технологии проектирования образовательных программ [4], одним из главных источников определения целей образовательных программ являются федеральные стандарты, нормирующие возможный состав знаний и умений, которыми должны быть сформированы в результате обучения. В данном случае нас интересую стандарты, в которых в качестве целей образования формулируются компетентности. В числе таких стандартов можно выделить Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель)» , приложение к приказу Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г..[2]. Его отличительной особенностью является определение (на языке действий) перечня задач профессиональной деятельности педагога, в контексте которых определяются знания и умения педагога, необходимые для успешного решения задач. Такой подход ориентирует разработчиков образовательных программ на определение исходного и определяющего звена в разработке модели ИКТ-компетенции как основы проектирования целей образовательных программ ─ тех профессиональных задач, в контексте эффективного решения которых должна осуществляться разработка целей. Рассмотрим процедуру моделирования ИКТ-компетентности на примере ИКТ-компететентости учителей математики в области использования особого класса компьютерных учебных программ ─ интерактивных геометрических систем (ИГС). Поскольку любая ИКТ-компетенция может быть сформулирована как готовность или способность использовать соответствующее средство ИКТ для решения профессиональных задач, то первым шагом является выделение той главной дидактической функции, которую рассматриваемое средство выполняет в учебном процессе. Основной дидактической функцией ИГС является компьютерное моделирование геометрических объектов посредством динамических чертежей ― особых знаковых средств, допускающих, в отличии от традиционных чертежей, непосредственное изменение геометрической конфигурации на экране монитора с помощью графического манипулятора типа «мыши»[5]. С дидактической точки зрения наиболее ценным является здесь то, что геометрическая конфигурация может представлять собой модель учебной задачи как некоторой проблемной ситуации, а не просто модель отдельного объекта. а в изменении модели и заключается сущность решения любой математической задачи [6], в том числе задачи творческого, исследовательского типа, в частности задач на доказательство теорем, задач на построение, вероятностных задач. Таким образом, в системе средств обучения ИГС выполняют роль инструмента, позволяющего учителю повысить наглядность учебного материала, сформировать навыки решения учебных задач различных типов, активизировать исследовательскую активность учащихся на уроке. Исходя из этого, был выполнен второй шаг процедуры моделирования ─ анализ перечня трудовых (обучающих) действий по предмету «Математика», выделенных в качестве элементов структуры трудовой функции «Предметное обучение. Математика» Федерального стандарта педагога, для выполнения которых педагогически целесообразно использовать ИГС. Третий шаг ─ формулировка для каждого выделенного действия, используя понятие готовности или способности, соответствующей компетенции. В результате был получен следующий перечень ИКТ-компетенций: • готовность создавать, с помощью ИГС, совместно с обучающимися наглядные представления математических объектов и процессов; • готовность формировать в учащихся, с помощью ИГС, мысленную модель математической ситуации; • готовность формировать, с помощью ИГС, способность учащихся к постижению основ математического моделирования; • готовность формировать, с помощью ИГС, у обучающихся умения проверять математическое доказательство; • готовность формировать, с помощью ИГС, в обучающихся умение выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий; • готовность формировать, с помощью ИГС, в обучающихся умение пользоваться заданной математической моделью, оценивать возможный результат моделирования; • готовность организовывать математический эксперимент. Выделенные готовности составляют модель *ИКТ-компетенции учителей математики и информатики в области использования ИГС для решения задач профессиональной деятельности, которая может быть использована как целевой ориентир в разработке программ повышения квалификации в области ИКТ-компетентности учителей математики и информатики.

Список использованных источников
  1. 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», приложение к Приказу Минобрнауки РФ № 499 от 1.07.2013 г, Информационно-правовой портал Гарант, URL http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506/
  2. 2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель)», приложение к приказу Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г., сайт компании «КонсультантПлюс, URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
  3. 3. Гурье Л.И. «Моделирование системы педагогических компетенций научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы»: монография. ― Казань: РИЦ «Школа», 2009. ― 160 с.
  4. 4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. «Педагогическое проектирование» : пособие. ― М: «Академия», 2005. ― 288 с.
  5. 5. Шабанова М.В. Бузумова О.Л., Ерилова Е.Н. т др. Обучение математике и использованием возможностей Geogebra ― М.: Издательство Перо, 2013 ― 128 с
  6. 6. Фридман Л.М. «Основы проблемологии»: пособие. ― М: «Либроком», 2006. ― 224 с
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Ключевые слова  ИКТ-компетентность компетенции дополнительное профессиональное образование Федеральный стандарт педагога

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.