ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОИСКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

ГБОУ ДПО Ростовской области "Ростовский и институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
В статье рассматривается проблема поиска педагогической информации в сети Интернет учителями общеобразовательных учреждений. В целях повышения эффективности поиска предлагается использовать для этих целей персональную поисковую систему на платформе Flexum.

Историю развития человечества можно рассматривать с разных точек зрения: экономической, политической, культурной и многих других. Конечно, надо чётко понимать, что все эти аспекты человеческой цивилизации тесно связаны, переплетены между собой и далеко не всегда можно выделить какой-то один, главный. Но, наверное, не будет ошибкой утверждать, что одной из особенностей начала XXIвека является колоссальное увеличение объёма информации, производимой человечеством. Этот феномен рассматривается учёными с разных сторон и соответственно даются разные числовые и образные характеристики нашей эпохи. Например, на сайте Российского информационного агентства можно найти сообщение от 04.05.2010 с красноречивым названием: «Человечеству скоро негде будет хранить данные» [1], в одной статье деловой газеты «Взгляд» от 03.06.2010г. говорится следующее: «Для просмотра всей видеоинформации, которая будет скачана пользователями в 2014 году, потребуется около 72 миллионов лет» [2]. Эли Паризер – американский политический активист, старший научный сотрудник Института Рузвельта в своей книге «За стеною фильтров» пишет следующее: «Нас захлёстывает поток информации: каждый день в Сеть попадают 900 тысяч постов в блогах, 50 миллионов сообщений в Twitter, более 60 миллионов обновлений в Facebookи 210 миллиардов писем. Одно из любимых замечаний председателя совета директоров GoogleЭрика Шмидта: если бы вы записали все человеческие коммуникации с начала времён до 2003 года, потребовалось бы около пяти миллиардов гигабайт дискового пространства. Сейчас мы производим столько же данных за два дня» [3, с.21].

Мы живём в эпоху «информационного взрыва», когда каждый человек с помощью различной электронной техники, социальных сетей, персональных сайтов, блогов может создавать, хранить и передавать другим людям гигабайты информации. Количество сайтов и блогов во всемирной паутине приближается к миллиарду, из них несколько десятков миллионов ресурсов на русском языке. Поэтому на любой запрос, набранный в популярных поисковых системах Яндекс или Google, пользователь получит несколько миллионов, в «лучшем случае» несколько сотен тысяч ссылок. Разобраться в этом океане информации – большая проблема. Конечно, поисковики предлагают применять расширенный поиск, где можно уточнить запрос, но и эта система далеко не всегда приводит к нужному результату.

С проблемой поиска нужной информации каждый день сталкиваются учителя общеобразовательных учреждений. Очень часто на запросы, касающиеся повседневной деятельности преподавателей, поисковая система предлагает ссылки на сайты, посвящённые совсем другим областям человеческой деятельности. С другой стороны в сети Интернет работает масса замечательных сайтов, которые освещают различные проблемы, возникающие каждый день в работе учителя. Эти сайты объединяют учителей общеобразовательных учреждений из разных регионов Росси и других государств в различные творческие группы, предметные сообщества. Для примера можно перечислить следующие адреса: http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей, http://pedsovet.org – Всероссийский интернет-педсовет, http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования и многие другие. С помощью этих ресурсов формируется единая общеобразовательная среда на территории Российской Федерации. Очень часто нужная информация находится именно на этих сайтах и учителю необходим поисковик, который бы искал информацию только на отобранных им сайтах, а не во всей сети. В этой ситуации на помощь пользователю может прийти персональная поисковая система.

Главная идея этой технологии заключается в том, что пользователь самостоятельно формирует каталог веб-ресурсов, к которым будет обращаться система пользовательского поиска. Одним из примеров персонального поисковика является Российский проект Flexum, находящийся в Сети по адресу: http://flexum.ru.

Для создания собственной поисковой системы на платформе Flexumсначала необходимо пройти простую процедуру регистрации на сайте. Новая поисковая система получает адрес типа имя.flexum.ru. дальнейшее наполнение поисковика нужными сайтами производится с помощь простой панели инструментов, на которой есть кнопка «добавить сайт». После включения сайта в список новой поисковой системы, Flexumанализирует его и включает в свою базу данных.

Ещё одним преимуществом ресурса Flexumявляется возможность привлекать других пользователей к работе над созданием персональной поисковой системы. Для этого на панели инструментов существует кнопка «пригласить друга». Таким образом в создании персонального поисковика может принимать участие коллектив единомышленников.

Предлагаемая Flexumтехнология даёт автору (авторам) персональной поисковой системы полный и гибкий контроль над наполнением индексной базы. Такой вариант индексации особенно хорош для работы с «нераскрученными» проектами, ссылки на которые при обращении к крупным интернет-поисковикам могут располагаться далеко не в первых десятках.

Список использованных источников
  1. Паризер Э. За стеною фильтров. Что интернет скрывает от нас [Текст] /Э. Паризер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
  2. Кутовенко А. Профессиональный поиск в Интернете [Текст]/А. Кутовенко. – СПб.: Питер, 2011.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Ключевые слова  объём информации, "информационный взрыв", педагогическая информация, поиск информации, персональная поисковая система

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.