ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Использование кинофрагментов на уроках истории

муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Черкасское Вольского района Саратовской области"
В статье говорится о возможностях использования на различных этапах уроков истории кинофрагментов из художественных и документальных фильмов. Также рассказывается о сложностях такого метода и путях их преодоления с помощью современных компьютерных программ.

использование кинофрагментов на уроках истории

                                                      Папина Е.Ю., papinaey@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Черкасское Вольского района Саратовской области»

Аннотация

В статье говорится о возможностях использования на различных этапах уроков истории кинофрагментов из художественных и документальных фильмов. Также рассказывается о сложностях такого метода и путях их преодоления с помощью современных компьютерных программ.

Не секрет, что учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает иногда впечатление, что учитель и учащиеся говорят на разных языках. Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.

Особенности урока с применением кинофильма:

1.       Этот урок ведут два «учителя» – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.

2.       Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.

3.       Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.

4.       Учебные фильмы по истории – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.

В то же время, учитель, решивший использовать на уроке фрагмент кинофильма, как правило, сталкивается с рядом серьезных проблем. Одна из них – проблема исторической достоверности используемых киноматериалов.

Лучшие исторические фильмы были сняты в нашей стране. Создатели фильмов старались отыскать какую-то основную черту в характере великого человека, выделить ее, подчеркнуть. Александр Невский - былинный герой, Петр I - энтузиаст, всего себя отдающий строительству могучего государства, такой близкий и понятный в те далекие тридцатые годы комсомольцам - строителям Магнитки и Донбасса. Суворов - гений и великий воин и в какой-то степени – фигляр! Даже враги нашей страны и то были образами яркими, запоминающимися.
Все фильмы снимались под строжайшим присмотром лучших советских историков. Достаточно сказать, что фильмы "Кутузов" и "Адмирал Нахимов" консультировал и ныне непререкаемый авторитет в российской истории XIX столетия академик Е.В. Тарле. Плюс ко всему у каждого фильма были консультанты военные.

В наших старых фильмах очень тщательно сохранялась стилистика языка той или иной эпохи. Добавим, что каждый старый советский исторический фильм снимался, в прямом смысле слова, лучшими силами нашего кинематографа. Музыку писали ведущие композиторы, ставили их лучшие режиссеры. "Петр Первый", двухсерийный фильм по сценарию великого советского писателя Алексея Николаевича Толстого, стал первой ласточкой советского исторического кино. 1938 - "Александр Невский", 1939 - "Минин и Пожарский", 1940 - "Суворов", 1943 - "Кутузов" , 1944-1945 - "Иван Грозный", 1946 - "Адмирал Нахимов", 1952 - "Адмирал Ушаков", 1954 - "Герои Шипки". Отрывки из этих фильмов полезно использовать на различных этапах урока.

Но вместе с тем, существуют минусы:

·        большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся;

  • большая продолжительность, а оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;

Владение современными технологиями может помочь учителям использовать в полной мере достижения современных технологий. Решить эти проблемы позволяет  работа с программами типа Studio: STOIK Imaging, Pinnacle Studio 12; Movie Maker и др., ведь киноматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся – с ними надо поработать.Можно использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном варианте.

Список использованных источников
  1. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.
  2. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Кинофрагменты, компьютерные программы для создания кинофрагментов, этапы урока

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.