ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ВЕБ-ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Авторы: Ковалев Александр Александрович 1, грамоты управления образования Карагандинской области, Ковалева Ольга Александровна 2, грамоты отдела образования г. Караганды
1 Карагандинский Политехнический Колледж, 2 КГУ Комплекс школа-детский сад №33 города Караганды, Казахстан
В статье рассматриваются вопросы значения и механизмов создания веб-портфолио педагога.

 

Веб-портфолио педагогов в информационно-образовательной среде

Ковалев А.А. f2030@mail.ru

Карагандинский Политехнический Колледж

Ковалева О.А.  olga1970@ bk.ru   

Комплекс школа-детский сад № 33 г. Караганды Казахстан

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы значения и механизмов создания веб-портфолио педагога.

      Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникативных технологий являются условием выполнения Государственной программы развития образования в Республике Казахстан. Президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в Казахстане  формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ-компетентности педагогов.

          Одной из составляющих информационно-образовательной среды ОУ должны стать веб-портфолио педагогов.

          Портфолио широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все новые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования, от начальной до высшей школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий – веб-портфолио и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»).

Преимущества веб-портфолио:

·          Современность(в век новых технологий сложно представить образовательное пространство без интерактива);

·          оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения); 

·          функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, участникам сетевого сообщества);

·          эффективность(повышение самооценки педагога, позитивное влияние, как на администрацию школы, так и на учащихся);

·          эргономичность(небольшие затраты по времени)

·          возможность соотнесения самооценки с экспертной оценкой, оценкой родителей, педагогов

·          возможность доступа к материалам из любого места, где есть возможность подключения к Интернету

·          возможность обратной связи с учениками и родителями, коллегами (форумы, чаты)

Таким образом, веб-портфолио преподавателя  является «живым» инструментом не только для создания имиджа современного педагога, но и для накопления материала, рефлексии, корректировки своей деятельности, повышения ИКТ-активности педагога и его ИКТ-компетентности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога  показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности, может служить основой для составления рейтинга преподавателя. Анализ проблемы развития ИКТ-компетентности  педагогов по созданию веб-портфолио позволяет выявить объективно существующие противоречия между: потребностью в веб-портфолио педагогов и отсутствием на уровне ОУ эффективной модели обучения его созданию, неготовностью педагогов использовать существующие богатые технические возможности веб-сервисов для представления своего опыта. Выдвинуто предположение о том, что если спроектировать и внедрить в практику работы ОУ систему работы по подготовке педагогов к презентации своего опыта, то это приведет к переводу педагогов на более высокий уровень развития ИКТ-компетентности и позволит создать эффективное веб-портфолио.

Основные функции, реализуемые  веб-портфолио: диагностическая, содержательная, развивающая, мотивационная, коммуникативная, рефлексии, целеполагания и антиципации.

        Существует несколько вариантов создания веб-портфолио. Это может быть персональный сайт учителя, созданный с помощью бесплатного конструктора сайтов, использование платформы программного комплекса "Білімал. Электронды мектеп",или использование  инструментальной среды http://4portfolio.ru/. Из предложенных вариантов наиболее доступным, эргономичным в плане освоения инстументария является сеть http://4portfolio.ru/. Отличительной особенностью портала http://4portfolio.ru/является простой и интуитивно понятный интерфейс, встроенная система безопасности с возможностью регламентации доступа к страницам портфолио, обеспечение пользователей необходимой методической помощью и поддержкой, не требуется знания педагогом основ сайтостроения.  

Основные возможности инструментальной среды 4portfolio.ru для ведения веб-портфолио.

1. Создание сайта-портфолио учащихся и преподавателей в процессе обучения и публикация их на сетевом ресурсе.

2. Портфолио может включать коллекцию файлов, медиа ресурсов и ссылок на внешние источники с настраиваемым доступом.

3. Управление контентом, группами студентов, форумами и блогами.

4. Получение отзывов и комментариев от преподавателя и членов группы, публикация резюме.

5. Организация работы в рамках сетевой группы с элементами социальной сети.

Система работы по подготовке преподавателей к созданию веб-портфолио должна включать в себя:

1.        Разработку единых требований к представлению материалов.

2.        Методические рекомендации к использованию инструментария среды http://4portfolio.ru/  или основ сайтостроения.

3.        Рекомендации по использованию веб-сервисов в технологии проектирования веб-портфолио.

То есть технология создания и ведения электронного портфолио на базе социальных сетей должна получить  обоснование, распространение и методическое сопровождение.

          Актуальность вопросов создания и ведения электронного портфолио в социальных сетях определяется уникальностью потенциальных возможностей функционала социальной сети для представления педагогами своих достижений; создания, ведения, представления и хранения в цифровом формате полученных ими дипломов и сертификатов, грамот, отзывов об уровне компетенций, уровне выполненных методических разработок, докладов, исследовательских проектов; для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия пользователей создаваемых сейчас сетевых сообществ, ведения ими блогов в Білімал и явно недостаточным уровнем использования данных возможностей в казахстанской системе образования.

          Принимая во внимание выделенные выше особенности веб-портфолио отметим, что использование каждым преподавателем  веб-портфолио на базе средств ИКТ способствует развитию его творческого и критического мышления за счёт обеспечения возможности осуществления антиципации и рефлексии, а также способствует интенсификации процесса самообразования за счёт реализации таких дидактических возможностей средств ИКТ, как возможность накопления больших объёмов информации, возможность незамедлительной обратной связи, возможность автоматизированного контроля, возможность доступа к информации преподавателей и широкой общественности, возможность её структурирования.

          Поиск новых подходов к представлению и объективной оценке профессиональных достижений педагогов, к представлению личностных и образовательных достижений в социальных сообществах учителей, инициированных новой волной активности обучающихся и повышающих свою квалификацию по Кембриджской программе,  бурное развитие инструментария социальных сетей; совершенствование технических возможностей средств телекоммуникаций, программных и аппаратных решений для эффективного представления больших объемов   текстовой, аудио и видео информации должны стать движущей силой для внедрения новых форм представления результатов работы в форме веб-портфолио.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  веб-портфолио, электронное портфолио, компетенции, ИКТ-компетентность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.